Несовершеннолетние преступники

преступникЕсли провести опрос на тему — «Как вы относитесь к преступности?», то большинство населения однозначно ответит, что преступник должен сидеть в тюрьме. Конечно, каждый человек должен отвечать за свои поступки.

Однако, по мнению многих специалистов, большинство заключенных, отсидев три года, адаптируются к тюрьме и перестают ее бояться. Но при этом они испытывают страх, ожидая выхода в мир свободных людей, ставший для них чужим.

Столкнувшись в социуме с массой проблем, бывший заключенный совершает преступление и вновь попадает «на землю обетованную». Здесь есть крыша над головой, стабильность и еда.

Если вспомнить относительно старый российский фильм, когда герой, находясь за границей, желает очутиться в иностранной тюрьме, то мы видим, как  в развитых странах в исправительных учреждениях заключенные могут смотреть телевизор, заниматься спортом, получать образование.

А в наших  отечественных не столь отдаленных местах  заключенные, не имея возможности развиваться, не только остаются на прежнем образовательном уровне, но и из года в год деградируют. Естественно, что подобные условия не способствуют тому, чтобы у заключенных появился  стимул начать жизнь с чистого листа.

Так, например, в странах Запада с целью адаптации заключенных создаются группы взаимопомощи, где бывшие осужденные  общаются между собой. И здесь идет речь не о какой-то «банде», а о том, что каждый из участников этого сообщества, помогая кому-то, помогает себе.

За освободившимися заключенными закреплены социальные работники и психологи, которые  оказывают им необходимую помощь.

Если совершить экскурс в историю,  то еще во времена древних цивилизаций существовали специальные программы, в соответствии с которыми преступники, вышедшие на свободу, определенное время содержались за пределами города под наблюдением жрецов. Как только люди добивались доверия к себе, их допускали к участию в жизни общества (строительные работы, призыв в армию и т.д.)…

На сегодняшний день  детские колонии переименованы в воспитательные учреждения. Если данные  учреждения в дальнейшем приобретут статус воспитательных центров, в которых  будут проходить  беседы не только  с представителями правоохранительных органов и психологами,  но и тренинги («адаптация в социуме, приобретение профессиональных навыков, дальнейшее построение жизни» и т.д.),  а также введена программа по получению  дальнейшего образования, то количество мест для несовершеннолетних правонарушителей сократится.

В постсоветском пространстве в последние годы констатируется более интенсивный рост преступности среди несовершеннолетних с аномалиями психики, по сравнению с преступностью среди несовершеннолетних в целом.  В настоящее время почти каждый седьмой-десятый подросток, совершающий преступление, имеет достаточно выраженные отклонения нервно-психического порядка.

Подавляющую часть среди них составляют лица не с тяжелыми и стойкими заболеваниями, а с психопатическими чертами личности и остаточными явлениями после перенесенных родовых и иных травм. И это в подавляющем большинстве не связано с отягощенной наследственностью. В 80–85 % случаев они приобретены вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания.

Основная причина интенсивного возникновения и развития психогенно-обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей —  неблагополучные условия их семейного воспитания, которое сопровождается различными нервно-психическими заболеваниями  родителей,  их алкоголизмом и пьянством, противоправным и аморальным образом жизни, жестокостью в семьях.

В связи с этим в практике расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, возникает необходимость в специальных психологических знаниях для установления способности субъекта к осознанно-волевой регуляции своего поведения в юридически значимой ситуации. Так как в данном случае подростки  находятся  в процессе становления своего физиологического, психофизиологического, психологического (в том числе интеллектуального, личностного) и социального развития, то  к ним не применимы те подходы, которые приняты в отношении взрослой, сформировавшейся личности.

Это связано с тем, что к 13—14 годам интеллектуальное развитие подростков позволяет им воспри­нимать, запоминать и осмысливать информацию, в целом осуществлять достаточный волевой контроль своих действий в практически доступных в этом возрас­те сферах деятельности.

Вместе с тем следует учитывать, что формирование личности происходит  постепенно. Основы характера индивидуум   приобретает  уже в четыре-пять лет, а к тринадцатилетнему возрасту заканчивается формирование основных навыков и операций мыслительной деятельности.

А так как все  указанные факторы, так или иначе, связаны с семьей, школой или работой, окружением подростка, то причины  деформации личности несовершеннолетнего следует искать, прежде всего, в семье.

Определяющее влияние на  развитие личности ребенка оказывает поведение родителей. Однако само влияние далеко не однозначно. Личность правонарушителя  может сформироваться как в семье асоциального типа, так и в «благополучной» семье, просто формирование будет носить различный характер.

Подростки с «неблагополучной» установкой  в семье переносят эти отношения на окружающих. Чем меньше в семье считаются с мнением подростка, тем сильнее его желание самоутвердиться хотя бы вне дома.

Порой пьянство родителей создает «благоприятную среду» для формирования  антиобщественной направленности у подростков. Пьянство практически всегда  связано с проявлением грубости и жестокости, половой распущенностью.

И, находясь в такой среде, подросток и сам вырастает агрессивным, жестоким, попирающим  достоинства и чувства людей, и намного раньше своих сверстников приобщается к спиртным напиткам.

Еще одиним фактором  формирования негативной направленности личности подростка является  наличие двойной морали, которую подростки наблюдают в семье. Например ситуация, когда родители своими действиями и разговорами поощряют людей, «умеющих делать деньги» нечестным путем.

К сожалению, подросток также наблюдает ситуацию, при которой  честно работающие находятся за чертой бедности (врачи, учителя)…

Дорогие иномарки, крутые телефоны и другие атрибуты «брендов» здесь, скорее всего, воспринимаются подростком  как  «яркая обертка», которая «раздражает».

В силу того, что подросткам свойственен максимализм,  им хочется  достичь всего и сразу, не оценивая критически собственные способности и законность способов достижения поставленной цели.

Такое противоречие между уровнем притязаний и материальными возможностями может вызвать недовольство собственным положением и окружающими людьми, которое иногда сопровождается озлоблением и мстительностью…

Естественно, что на практике формирование личности осуществляется не изолированно, а под воздействием целого ряда факторов, в том числе связанных со сферой семьи. Основные недостатки семейного воспитания можно подразделить на следующие группы: безнадзорность, личный негативный пример, втягивание детей в антиобщественное, а в некоторых случаях преступное поведение.

Безнадзорность может быть результатом самых различных причин  —  состояние здоровья взрослых членов семьи, затрудняющее их участие в воспитании детей, конфликты в семье, отвлекающие от воспитательных обязанностей, неправильная родительская позиция, сводящая заботу о детях к удовлетворению престижных амбиций.

Безнадзорности может способствовать как низкое интеллектуальное развитие родителей, не позволяющее им в достаточной степени заниматься воспитанием детей, так и достаточно высокий интеллектуальный уровень  родителей, когда они уделяют работе основное внимание, не оставляя времени для общения с детьми.

При этих условиях формированием несовершеннолетнего занимается «улица», «друзья».

Если ранее воспитанием подростков занимались учителя, общественные формирования, то в настоящее время все это упразднено, а педагогов больше волнуют вопросы заработной платы.

Таким образом, подросток зачастую предоставлен самому себе.

У подростка в  12-14 лет еще нет жизненного опыта, он не знает, как вести себя в определенных ситуациях, нет стойких моральных устоев,  есть только стремление быть лидером и выделиться в глазах сверстников.

При этом указанное желание  может проявиться по-разному — в стремлении быть первым в учебе или как лидерство в преступной группировке несовершеннолетних.  Поэтому  важно в переходный период формирования личности направить энергию подростка в нужное русло.

Переходной возраст — это бунтарство, желание дойти до всего самому, своим умом и опытом, даже путем ошибок. Что  выберет «неоперившийся птенец», что примет как должное, то общество и получит: правонарушителя, преступника или законопослушного гражданина.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: