Неокрепшая психика

трудный«Несовершеннолетние – самая уязвимая часть общества».

В современном мире на подростка, его  неокрепшую  психику обрушивается неимоверное количество информации, которая в основном  –  негатив, «предлагаемый» посредством  телевидения, печатных изданий, музыки и т.д. В то же время «забавная игрушка» — интернет просто «намертво приклеивает» «пятую точку» подростка к стулу. Мы уже не можем контролировать, какую информацию он почерпнет или какая информация «вылезет». В то же время неправильному воспитанию подрастающего  поколения способствуют многочисленные факты нарушения закона и морали, совершаемые взрослыми, в том числе на глазах подростков.

Когда мы говорим о несовершеннолетних, то всегда должны помнить, что они были и есть самая «уязвимая» часть общества. У подростков в силу  возраста еще до конца не сформирована система ценностей.  Все это делает их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо увереннее. Современный мир испытывает значительные изменения и преобразования: размытость идеалов, изменение ценностных ориентаций и образцов для подражания, неопределенность жизненных перспектив. Глобальные перемены, которые происходят во всех сферах жизни  общества, отражаются на нравственном поведении молодежи, так как именно она больше всего подвержена этому воздействию.

Ни для кого не секрет, что подростков чаще берут   в преступные группы, и тому есть несколько причин. Начнем с того, что  подростки более  восприимчивы к внешнему воздействию («шальные»  деньги, свобода от родителей).  С другой стороны — сами по  себе подростки до определенного возраста  не несут ответственности —  ни уголовной, ни административной (до 16 лет), то есть могут выполнять «любую работу», уходя при этом от соответствующего вида  ответственности.  И особо  привлекает подростков, что  в этой «группировке» никто не возится с ними, как с маленькими, постоянно указывая, что хорошо, а что плохо.

На современном этапе одной из причин правонарушений среди подростков является  не организованный на бесплатной основе  досуг несовершеннолетних  по месту жительства. В свое время почти во всех больших жилых массивах функционировали летние лагеря для детей, которые по разным причинам не могли выехать  на отдых. Ребенок не шатался без дела по району, а был заинтересован провести время в этом дворовом «санатории». Здесь работали секции по интересам, проводились соревнования между дворами. Сейчас многие детские учреждения закрыты или переданы коммерческим структурам. Точно так же разрушены туристические базы отдыха, детские оздоровительные лагеря.  Естественно, что жизнь диктует свое, и такое положение вещей — не специально созданные условия, а «дань» времени.

На фоне обострения проблем неблагополучных семей, в которых — постоянная нужда, проблемы с поиском работы, их моральная и социальная деградация привела  к росту преступности среди несовершеннолетних.

Одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашей стране — профилактика и борьба с правонарушениями несовершеннолетних. И главное ее содержание заключается в воспитательной работе, устранении причин и условий, способствующих преступности, оказании своевременной психологической и социальной помощи подросткам, вставшим на путь правонарушений. В связи с этим  к задержанию, аресту несовершеннолетнего, привлечению его к уголовной ответственности надо подходить внимательно, анализируя мотивы совершенного им правонарушения, а также сопутствующие факторы (социальное положение семьи, психологические и медико-биологические особенности несовершеннолетнего).

Говоря о предупреждении правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, следует учитывать некоторые особенности, которые отличают подростков   от других возрастных категорий, а также специфику совершаемых ими правонарушений.

В профилактике правонарушений среди несовершеннолетних участвует большое количество субъектов, которые представляют собой единую систему, связанную общностью целей и задач. Особое место в профилактике правонарушений несовершеннолетних отводится органам внутренних дел.

Важное звено этой системы —  детские исправительные учреждения временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, воспитательные учреждения закрытого типа, которые предназначены для профилактики  безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. В учреждении  временного содержания несовершеннолетним должна быть предоставлена педагогическая и психологическая помощь для выявления и устранения всех негативных влияний.

Правонарушения среди детей, а также рост преступности, которая «молодеет», ставит вопросы не только перед психологами, которые требуют глубокого теоретического и практического изучения, но и  криминологами,  социологами, педагогами, медиками, работниками  правоохранительных органов и социальной сферы.

Стресс, который переживают несовершеннолетние, неопределенность их будущей судьбы, сложные обстоятельства, в которых они оказались, вызывают отклонения в психическом развитии и поведении подростков.

Психологическая атмосфера учреждения  временного содержания несовершеннолетних правонарушителей показывает,   что пути, направления и методы оказания психологической помощи подросткам-правонарушителям изучены недостаточно глубоко. Если бы в этой сфере велись определенные исследования  и предложенные методы применялись, то, несмотря на кратковременность  пребывания несовершеннолетних в этих учреждениях, можно было оказать существенное влияние на их дальнейшее поведение и отношение к собственному проступку.

Психологическая помощь подросткам, находящимся в «замкнутом пространстве», «отталкивается» не только  от специфики данного учреждения, но и своеобразия индивидуально-личностных качеств подростков.

Психологическая помощь квалифицированных специалистов послужила бы толчком к развитию самоконтроля и саморегуляции поведения, адекватной самооценке, повышению положительного отношения к себе, подведению несовершеннолетнего к осознанию своих действий. Наиболее эффективными являются психокоррекционные занятия по специально разработанной программе, учитывающей особенности личности подростка, его эмоционально-волевой сферы. Так, например, индивидуально-личностные качества несовершеннолетних правонарушителей имеют отличия, связанные с местом их проживания. Городские подростки отличаются от сельских более высоким уровнем умственного развития, реалистическими представлениями о своем будущем, высокой самооценкой…

Значимые связи между особенностями типов личности подростков позволили специалистам классифицировать их по трем группам: к первой группе относятся подростки с положительным отношением к социальному окружению, стремлением к активной деятельности и  познанию; вторая группа  — подростки, находящиеся в противостоянии к социальному окружению, для них  характерны высокий уровень агрессии, отрицание позитивных взаимоотношений с окружающими; третью группу составили подростки с противоречивостью во взглядах, с негативным отношением к собственному развитию, деятельности и в целом к своему будущему.

Если мы обратимся к  зарубежному опыту  работы с несовершеннолетними  правонарушителями, то психологическое сопровождение профилактической деятельности  сотрудников правоохранительных органов занимает одно из центральных мест. В США, Германии, Великобритании к работе с подростками привлекают  психологов, социальных работников, полицейских и опытных учителей, которые  активно работают с несовершеннолетними правонарушителями,  педагогически несостоятельными семьями, нуждающимися в психолого-педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений родителей с детьми. Уже давно доказано, что  из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы утрачивается воспитательный потенциал семьи.

Одной из  причин неэффективности деятельности сотрудников по делам несовершеннолетних  отдела внутренних дел —  отсутствие необходимых знаний. Больше половины  опрошенных  представителей власти отметили, что у них недостаточный объем психолого-педагогических знаний, чтобы проводить результативную профилактическую работу с подростками. Обычно в качестве основных методов изучения несовершеннолетних правонарушителей сотрудники ОВД используют беседу,  наблюдение и изучение учетно-профилактических карточек, учетно-профилактических дел. Но этого для работы с подопечными совсем недостаточно. Бумага не может передать причины, которые дали выход  эмоциональному  взрыву, который спровоцировал то или иное поведение правонарушителя. Бумага не может передать состояние, которое нагнетает чувство агрессии по отношению к окружающему миру.  Поэтому назрела необходимость повышения психологической компетентности работников по делам несовершеннолетних.

В местах не столь отдаленных малолетние правонарушители должны научиться принимать  мир, а не ненавидеть его. Для этого нужно  не только повысить  психологическую  компетентность сотрудников по делам несовершеннолетних, но и разработать новые формы и методы профилактической работы с подростками. Психологом должна проводиться профилактическая работа (консультации, тренинги, показ фильмов, деловые игры), направленная на укрепление психического здоровья несовершеннолетнего, повышение самооценки, сплочение коллектива, группы, класса, пропаганду здорового образа жизни, изменение имеющихся неправильных установок у подростков.

Взаимодействуя с учебными заведениями района, специалисты отдела по делам несовершеннолетних должны привлекать учителей к образовательному процессу несовершеннолетних правонарушителей, а также проводить занятия по правам несовершеннолетних в области трудового, гражданского, уголовного законодательства.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: